Государственный Океанографический Институт
Государственный Океанографический Институт

Расчет различных сценариев распространения нефти от источника на Северном Каспии. Последовательные конфигурации разлива нефти при обтекании острова. Северный Каспий

Реконструкция аварийной ситуации 11 ноября 2007 года в Керченском проливе. Авария танкера «Волгонефть-139»
Специализированные подразделения, обеспечивающие проведение операций ЛАРН, могут быть обеспечены своевременным прогнозом распространения нефти, если до возникновения аварии в регионе будет  построена система, состоящая из с региональных моделей прогноза метео- и гидрологических условий (для некоторых районов, включая ледовые условия), модели нефтяного разлива, адаптированной к условиям региона, интегрированных в компьютерную сеть с возможностью приема-передачи информации и результатов расчетов по сети Интернет.

 

Взаимодействие между основными элементами системы оперативного прогнозирования аварийных разливов нефти

Риск возникновения разливов нефти на акваториях портов обусловлен возможными авариями при движении судов в портовой зоне, техническими авариями  при загрузке топлива, при бункеровке и разгрузке танкеров.

Пример расчета распространения разлива нефти в порту Туапсе при аварии на грузовом терминале
К особенностям аварий в портовой зоне относятся: близость береговых сооружений, возможность нахождения в зоне потенциальной аварии пассажирских и вспомогательных судов, для которых возникает опасность возникновения пожара и отравления персонала токсичными испарениями нефтепроизводных веществ. Система оперативно-тактических мероприятий  при ликвидации аварийного разлива нефти в порту предполагает два этапа: освобождение зоны аварийного разлива нефти от судов, не принимающих участия в операции ЛАРН, и мобилизацию и развертывание сил и средств ЛАРН для эффективного проведения операции.
Для осуществления вышеперечисленных действий необходимо представить, как будет развиваться авария, во-первых, если никаких действий не предпринимать, и, во-вторых, если будет произведена локализация разлива, частичная или полная с помощью боновых систем и последующий сбор нефти скиммерами.
Конфигурация и площадь нефтяного разлива на водной поверхности зависит от объема разлива, режима сброса, гидрометеорологических условий, положения источника относительно искусственных (суда, портовые сооружения) или естественных (береговая линия) контактных границ,  физико-химических свойств нефтепродукта.
Использование простых способов оценки масштабов загрязнения с помощью разного рода формул или таблиц на сегодняшний день не оправдано. Существует возможность рассчитать разнообразные сценарии развития аварийного нефтяного разлива с учетом всех перечисленных факторов с помощью программного комплекса “SPILLMOD”..
Примерная схема оценки распространения разливов нефти и оценки эффективности действий сил и средств ЛАРН заключается в следующем. На первом этапе специалистами соответствующих служб порта определяются сценарии возможных технических аварий (СВТА) - места, объемы, режимы истечения нефти, указывается тип нефти или нефтепродукта. На втором этапе, после адаптации расчетного комплекса “SPILLMOD” к условиям конкретного порта, проводится серия расчетов – сценариев распространения нефти (СРН), в результате которых для каждого СВТА оценивается пространственно-временная картина развития аварийной обстановки по различным сценариям метеоусловий. Анализ СРН дает основания для оценки готовности сил и средств системы ЛАРН порта. На третьем этапе, варианты действий сил и средств системы ЛАРН порта моделируются на программном комплексе “SPILLMOD” для проверки разнообразных стратегий противодействия распространения  аварийных разливов нефти. На этом этапе целесообразна совместная работа специалистов соответствующих служб порта и  специалистов по моделированию разливов нефти.
Исходными данными для проведения указанных выше расчетов являются:

  • Векторная или растровая карта акватории порта;
  • Сценарии возможных технических аварий;
  • Набор типизированных или статистических данных по гидрометеорологическим условиям;
  • Перечень оборудования, включая специализированные и вспомогательные суда, для операций ЛАРН
  • Предварительное выделение приоритетов защиты объектов социально-бытового назначения (школы, больницы, санатории, морской вокзал и  т.п.) и эколого-рекреационного назначения (участки береговой зоны, пляжи и пр.).

Проведенные оценки включаются в План ликвидации аварийных разливов нефти для каждого порта и дают основания для аргументированного подбора оборудования, размещения сил и средств системы ЛАРН порта для эффективной ликвидации разливов нефти,  повышения безопасности операций и минимизации последствий для окружающей среды.